Житие святого Сергия Радонежского.
Житие святого Сергия Радонежского первоначально составлено Епифанием, учеником Сергия, около 1418 г., потом сокращено Пахомием Логофетом (1458-1471), жившем в обители преподобного Сергия.
Преподобный Сергий родился в Ростове, в 1314 году, от родителей именитых и благочестивых - Кирилла и Марии и назван был Варфоломеем. От утробы матери Бог предзнаменовал будущую славу Своего избранника. В один день мать его пришла к литургии. Пред чтением Евангелия вдруг младенец вскрикнул у нее во чреве, так что многие из стоявших слышали. При херувимской песни вторично вскричал; когда священник возгласил: "святая святых", в третий раз слышан был также крик. Все слышавшие заключили, что этот младенец будет великий светильник миру. По рождении опять заметили младенца необыкновенным. Когда мать насыщалась тучною пищею, младенец не брал молока от нее; тоже случалось в среды и пятницы, в знамение великого воздержания, какое будет иметь младенец. Воспитываемый в страхе Божием, он сначала не являл успехов в учении. Однажды отрок увидел в поле незнакомого старца, черноризца, стоящего на молитве. Варфоломей стал вблизи, ожидая окончания молитвы. Когда окончил старец молитву, отрок поклонился ему, и он спросил его: "что тебе надобно, чадо"?-Я учусь грамоте, отвечал отрок, и ничего не могу понять; помолись за меня Богу, отче святый, чтобы я мог понимать. Старец произнес молитву и благословил его, дав отроку часть просфоры, сказав: "сие дается тебе в знамение благодати Божией и разумения святого Писания". Сладостною показалась ему просфора. "О грамоте же не скорби, сказал старец; Господь даст тебе разум". С этой поры Бог открыл разум Варфоломею к учению. Успевая в учении, он прилепился к церковному Богослужению и чтению священных книг, и с юных лет начал являть в жизни плоды учения: чуждался детских игр и возрастал в страхе Божием; возложил на себя строгий пост; в среды и пятницы не вкушал ничего, а в прочие дни питался хлебом и водою; часто целые ночи проводил без сна в молитве. Родители Варфоломея переехали из Ростова в Радонеж Переяславской области, по имени которого Сергий и называется Радонежским. По смерти своих благочестивых родителей, Варфоломей, раздав родным и бедным наследие свое, с упованием на Единого Бога, дающего пищу алчущим, скрылся от мира в глубине лесов, в 10 верстах от Радонежа, водворихся в пустыни, чаях Бога спасающаго (Псал. LIV, 8-9), с братом своим Стефаном, в 1337 году. Призвав Бога в помощь, они начали рубить лес и сами переносили бревна на место, где красуется ныне св. лавра; сперва устроили себе палатку, потом келлию, и подле нее малую церковь. По благословению Всероссийского митрополита Феогноста, церковь освящена была во имя Пресвятой Троицы, проявленное некогда троекратным гласом младенца во чреве матери. По освящении церкви Варфоломей остался один в своей обители. Призвав к себе некоего игумена Митрофана, саном пресвитера, Варфоломей со смирением просил у него пострижения себе, которое и принял 7 октября - в день Сергия и Вакха, на 24 году своего возраста, с именем Сергия. По пострижении Сергий опять остался один, без наставника и помощника, умерщвляя страсти свои трудом; бдением и постом. В зимнее время, когда земля разседалась от мороза, он терпел в одной одежде, как безплотный, и преодолевал все страхования и ужасы в дикопустынном месте. Однако не более двух лет преподобный жил в своем одиночестве. Помня слова Христа: грядущаго ко Мне не изжену вон (Иоан. VI, 37), преподобный принимал к себе желавших подражать ему в подвигах благочестия и не возбранял селиться вокруг него. С братиею своею преподобный ежедневно приходил в церковь на полунощницу, утреню, третий, шестой и девятый часы, вечерню и повечерие. Кроме этого часто совершал молебны, и в церкви и в келлиях, по заповеди Апостольской: непрестанно молитеся (1 Солун. V, 18). В трудах телесных как и в подвигах духовных преподобный был неутомим и являл собою высокий образец молитвы, труда, смирения, поста, нестяжательности. Три или четыре келлии построил он своими руками, рубил дрова и сам носил поленья по келлиям, чтобы облегчить братию; молол зерна в жерновах, пек хлебы, варил пищу, шил одежду и обувь, носил воду в двух водоносах, на своих раменах на гору и поставлял у келлии каждого. Угождая другим в течение дня, Сергий немного питался хлебом и всю ночь еще бодрствовал на молитве, имея непрестанно в устах своих слова псалма: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся (Псал. XV, 8). Наместник Всероссийского митрополита Алексия Афанасий, епископ Волынский, по просьбе братий, не могших склонить преподобного принять сан игумена, убедил его смиренно покориться избранию, и произвел его в иподиакона и диакона; на другой день рукоположил в пресвитера. Возведенный в сан иеромонаха, Сергий ежедневно совершал литургию; для всякого молитвословия являлся прежде всех, стоял прямо и благоговейно; по-прежнему продолжал служить братии в домашних делах: делал свечи, варил кутию, особенно же просфоры приготовлял сам для безкровной жертвы Богу. Одежду носил ветхую и негодную, покрытую заплатами и трудовым потом. Неусыпно бодрствуя о спасении душ братий, руководимых преподобным, он, подобно святому Феодосию, по совершении своей вечерней келейной молитвы, особенно в долгие ночи, тайно обходил все келлии братий. Если находил кого на молитве, или с книгою, или за рукоделием, - о том радовался, благодарил Бога и молился о его утверждении. А если слышал празднословящих, ударял в дверь, или в окно, чтобы прекратить беседу, и удалялся. При недостатках потребного для пропитания, преподобный Сергий никак не позволял братиям исходить из монастыря и просить по деревням и селам, но с терпением в монастыре ожидать милости от Бога. Смирение Сергия не изменилось. Он одевался в грубую и ветхую одежду, из простой волны, темного цвета; риза его была изношенная и многошвенная от многих заплат. Часто бывало, что встречавшие его в убогой одежде не узнавали в нем знаменитого игумена Сергия, о котором слава распространялась всюду. Упование на Бога и телесная нищета Серия были чрезвычайны. Следуя Евангелию, он не скрывал себе никаких сокровищъ на земли: не заботился ни о пище, ни об одежде. Чистейшие молитвы свои возносил он при пылающей лучине. И самыя книги, говорит преподобный Иосиф Волоколамский, "в обители блаженнаго Сергия не на хартиях писали, но на берестах. Сам же блаженный Сергий таковы ризы худы скропаны ношаше, яко множицею непознаваем бываше от приходящих". Но под этой нищетой таилось высокое богатство духовное. Преподобный Сергий, по словам Церкви, "вперив ум свой Божественному желанию, и оставив вся долу влекущая мудрования, и вселився в пустыню, процвел яко прекрасный крин добродетели, и страстей искоренив терние, насадил в нем плоды трудов своих". Своим глубоким безмолвием в самом уединении, строгим постом и слезами, всегдашним бдением и непрерывною молитвою, Ангельским незлобием и неутомимым чтением слова Божия, Сергий достиг даров прозрения, чудотворения и безстрастия; его духа, наконец, ничто не колебало и не смущало. Он, говорит Церковь, "плоть поработив духу, и Христа, нас ради волею смирившагося, подражав, возлюбил смирение, и бдением и молитвами душепагубныя страсти умертвив, на высоту безстрастия возшел. Сергий - подвижник добродетелей, как истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался в жизни временной, в пении, бдении и пощении, всякое плотское наслаждение возненавидел: посему и вселился в него Пресв. Дух, Его же действием светло украшен, и яко солнце отечеству своему возсиял". Бог удостоил преподобного угешительных видений и знамений. Однажды в глубокий вечер, стоя на обычном правиле, возносил он молитву о своих духовных чадах и услышал: "Сергий!" Преподобный изумился необычайному зову ночью, и, сотворив молитву, открыл окно своей келлии; внезапно увидел он чудное явление: возсиял с неба великий свет, так что и ночная тьма разсеялась при обилии света, и тот же голос повторился ему: "Сергий, ты молишься о чадах своих; Господь принял твою молитву: посмотри, какое множество иноков, наставляемых тобою, собралось во имя Живоначальныя Троицы!" Слава святых и великих подвигов Сергия и из мрака лесов далеко просияла, не только в нашем отечестве, но и в странах Греции. Лавра его, основанная в дремучих лесах, населилась иноками, и кругом ея жилищами мирян. Великий князь, митрополит, бояре, - все оказывали ему высокое почтение. Он был другом, примирителем и утешителем князей. Великий князь Димитрий и прочие удельные князья старались иметь Сергия восприемником своих детей от святого крещения. Константинопольский патриарх Филофей, слыша о Богоугодном житии преподобного Сергия, прислал ему в благословение крест, параманд, схиму и грамоту, в которой патриарх внушал Сергию учредить в устроенной им обители общежитие. С благословения святителя Алексия, митрополита Московского, он принял на свою выю и перси крест и установил общежитие. Желая, чтобы благословение Божие над лаврою, доставляющее инокам пропитание в обилии, служило к умножению благочестия, преподобный ввел в обители странноприимство, питание нищих и подаяние просящим. Странные, нищие и болящие всегда находили в ней упокоение в полном довольстве. Смиренный инок Сергий был первым игуменом и светильником возникшей обители в лесах Радонежа и основателем многих иных обителей. Но не без искушений от братий был преподобный в своей обители, его молитвами и трудами основанной и утвержденной. От сих искушений преподобный смиренно удалился было в Киржач - в 30 верстах от своей лавры на берегу Махры и основался здесь. Но первосвятитель Всероссийский Алексий своим предстательством вызвал преподобного в его родную обитель. Святитель Алексий, чувствуя приближение своей смерти и желая на место свое возвести преподобного Сергия, вызвал его к себе и сказал: "приими дар от меня в благословение", и взяв свой архиерейский крест, носимый па персях, украшенный золотом и драгоценными камнями, давал ему. Преподобный со смирением, ему свойственным, отрекался, говоря: "прости мя, владыко, яко от юности моея не бых златоносец, в старости же наиболее хочу пребыть в нищете". Знаю, возлюбленный, но сотвори послушание. Сказав сие, он возложил на преподобного крест, и предложил Сергию свое первосвятительство после своей смерти. Прости мне, владыко святый, отвечал преподобный, ты хочешь возложить на меня бремя, свыше меры, и ты не найдешь во мне того, чего ищешь, ибо кто я? грешный и худший паче всех человеков! Божиим попущением за грехи наши, во дни великого князя Московского Димитрия Иоанновича, князь Ордынских Татар Мамай подвиг всю великую орду на землю Русскую, и ужасом объяты были все Русские. Князь же Димитрий, имея великую веру к святому старцу и признавая в нем дар прозрения, пришел к нему в обитель спросить его: советует ли выйти в поход против безбожных Татар? Преподобный благословил державного на ратный подвиг, вооружил его молитвою и сказал: "должно тебе, Государь, попещись о врученном тебе от Бога христоименитом стаде; иди против безбожных Татар; с помощью Божиею получишь победу и возвратишься здравым и с великими похвалами с поля битвы". Бывший на полях битвы, преподобный подтвердил о мужественном стоянии против врагов, и князь одержал знаменитую Куликовскую победу, бывшую началом освобождения России от Татар. Венцом всех благочестивых подвигов преподобного Сергия было чудное видение, которого он удостоился. Однажды в глубокую ночь, пред иконою Богоматери пел он акафист и, взирая на Ее образ, молился: "о, Пречистая Мати Христа моего, Заступница и крепкая Помощница роду человеческому, присно молящаяся о нас недостойных Сыну Своему и Богу нашему! умоли Его да призрит на святую обитель Его, собранную в похвалу и честь святому имени Его во веки". Совершив обычное правило, сел он немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику своему, по имени Михею: "бодрствуй, чадо, ибо мы будем иметь чудное посещение". Едва произнес он слова сии, как услышал глас: "Пречистая грядет!" Святый Сергий поспешил из келлии в сени и внезапно осенил его великий свет, паче солнечного, он узрел преблагословенную Деву, сопровождаемую Апостолами Петром и Иоанном, в неизреченной славе блистающую. Преподобный пал ниц на землю, но благословенная Матерь прикоснулась ему и сказала: "не бойся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя, ибо услышала твою молитву; не скорби более о учениках твоих, о коих молишься; отныне всем будет изобиловать твое жительство; и не только во дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу не отступно буду от обители твоей, неоскудно подавая ей все потребное и покрывая ее в нуждах". Славный своими высокими, чрезвычайными подвигами благочестивого уединения и дарами прозрения и чудотворений, преподобный Сергий за 6-ть месяцев провидел свое отшествие на вечный покой, и преставился в 1392 году, 25 сентября, жил 78 лет. Вся жизнь преподобного Сергия, преданная письмени, свидетельствует о его высокой святости. Особенное благоговение к нему выражается в следуюших, истекших из уст жизнеописателя, словах: "принесите мне, говорит он, жизнеописания древлепрославленных угодников Божиих и увидим по истине, что ничем не уступали они Божественным мужам, древле просиявшим, ибо и сам он был подвижником на пути Царствия Небеснаго, и исполнил пустыню добродетелями многих. Не похваляем его, как бы требующаго похвал, но просим только, да помолится о нас сей истинный подражатель Христов". Знаменитый, современный нам, более 40 лет носивший имя настоятеля знаменитой обители Сергия, архипастырь Московской митрополии, в кратких и умилительных словах изображает высокосмиренные подвиги преподобного. "Прости мне, великая лавра Сергиева, если мысль моя с особенным желанием устремляется в древнюю пустыню Сергия. Чту и в красующихся ныне храмах твоих дела святых, обиталища святыни, свидетелей праотеческаго и современнаго благочестия; люблю чин твоих Богослужений, и ныне с непосредственным благословением преподобнаго Сергия совершаемых; с уважением взираю на твои столпостены, непоколебавшиеся и тогда, когда поколебалась было Росссия; знаю, что и лавра Сергиева и пустыня Сергиева есть одна и та же и тем же богата сокровищем, то есть, Божиею благодатию, которая обитала в преподобном Сергие, в его пустыне, и еще обитает в нем и в его мощах, в его лавре; но при всем том, желал бы я узреть пустыню, которая обрела и стяжала сокровище, наследованное потом лаврою. Кто покажет мне малый деревянный храм, на котором в первый раз наречено здесь имя Пресвятой Троицы? Вошел бы я в него на всенощное бдение, когда в немъ с треском и дымом горящая лучина светит чтению и пению, но сердца молящихся горят тише и яснее свещи, и пламень их досягает до неба, и Ангелы их восходят и нисходят в пламени их жертвы духовной. Отворите мне дверь тесной келлии, чтобы я мог вздохнуть ея воздухом, который трепетал от гласа молитв и воздыханий преподобнаго Сергия, который орошен дождем слез его, в котором отпечатлено столько глаголов духовных, пророчественных, чудодейственных. Дайте мне облобызать праг ея сеней, который истерт ногами святых, и чрез который однажды переступали стопы Царицы Небесной. Укажите мне еще другия сени другой келлии, которыя в один день своими руками построил преподобный и, в награду за труд дня и глад нескольких дней, получил укрух согнивающаго хлеба. Посмотрелъ бы я, как, позже других насажденный в сей пустыне, преподобный Никон спешно растет и созревает до готовности быть преемником преподобного Сергия. Взглянул бы на благоразумнаго архимандрита Симона, который довольно рано понял, что полезнее быть послушником у Сергия, нежели начальником в другом месте. Ведь это все здесь: только закрыто временем, или заключено в сих величественных зданиях, как высокой цены сокровище в великолепном ковчеге. Откройте мне ковчег, покажите сокровище, оно непохитимо и неистощимо".
История создания Троице-Сергиевой Лавры
За свою долгую историю Троицкий монастырь неоднократно подвергался нападениям неприятелей. В 1608-1610 гг. обитель выдержала осаду 30-тысячного войска польско-литовских интервентов (осажденных в самом монастыре насчитывалось около 3 тысяч). Дни памяти: Июль 5, Июль 7, Сентябрь 25.
|