Кто блажен — здоровый или страждущий?
Преподобный Антоний имел великий дар утешения болящих. Сам всю жизнь
несший с терпением тяжкие недуги, он понимал других, и если кто, болея, унывал
или даже отчаивался, он спешил ободрить его, указать ему смысл посланных
Господом страданий, утешить. И, конечно, с сердечным участием молился о них,
испрашивая им у Господа облегчения или выздоровления. Он много писал таким
людям, бывало, и навещал. И его молитва, его слово действовали на человека
страдающего, как живительная роса на поникнувшую от жара траву. Это была любовь
к ближнему, исполнение великой заповеди Божией. Из многих случаев и писем — вот
одно, писанное примерно в 1853 году. Оно адресовано к одной женщине, матери
молодой монахини, подвизавшейся в Шамордине, — и мать, и дочь были духовными
чадами о. Антония.
Многоболезненное и безотрадное состояние здравия вашего приводит и мое
сердце в соболезнование о вас, почему по долгу любви и сострадания моего я
ежедневно молил и молю Господа Бога, чтоб даровал вам христианское терпение в
болезни вашей и облегчение. Но если доселе продолжается болезнь, то это не
потому, будто бы не слышит Бог молитвы молящихся к Нему, но потому некоторых
оставляет Он без исцеления, чтоб лучше и более облагодетельствовать человека
страждущего, дабы чрез временное страдание освободить человека грешного не
точию от вечных мучений за грехи, и соделать наследником Небесного Царствия...
Если посмотреть на человека здорового и посмотреть на человека
долговременно страждущего и рассмотреть состояние души одного и другого, то
кого из них назвать блаженным или окаянным — здорового или страждущего?
Например, вы в болезни своей сколько раз приносили раскаяние в грехах своих
пред Господом Богом и пред духовным отцом и приобщались Святых Тайн? Между тем
здоровому человеку некогда и подумать о грехах, а если случится поговеть
однажды в год, то не столько из усердия, сколько из приличия, чтоб сказать:
"И я нынче говела". А исповедь бывает такая, — больше немая, т. е.
ничего, кажется, нет на душе. Вы в болезни своей сколько из глубины души испустили
пред Богом тяжких воздыханий, которые все видит и слышит Господь. Но у здоровых
совсем бывает не то; если же и они когда вздыхают, то больше о том, когда долго
не видят кого, когда давно не имеют весточки о чем. Вы в болезни своей нередко
орошали лице свое слезами, а здоровые люди вместо слез сколько каждый день
потратят мыла на лице свое, чтоб было чисто, а об душе ни слова. Вы в болезни
своей очи свои часто с молитвою обращаете к образу Христа Спасителя и к
Пречистой Его Матери, а здоровые дамы или девы вместо образа раз по сту в день
посмотрят на себя в зеркало, а помолиться хорошенько или перекреститься как
должно — некогда. А посему вы ныне в болезненном состоянии своем блаженнее всех
здоровых, окружающих вас; а к сему еще и вечное блаженство на небеси приготовлено
для вас от Господа Бога, о чем во страдании своем радуетеся вы и веселитеся, и
от всея души благодарите ми- лосердаго Бога, что у Него для страждущих
приготовлено великое множество милости и утешения, которые в свое время
получите вы за молитвы Богородицы».
Может, и не все так делала эта страждущая, как пишет ей о. Антоний, но
он, зная ее душевные качества, знал и то, что она может так вот мужественно
вести себя в болезни. Вот он и пишет ей все это, исподволь наставляя и поучая
ее.
Из книги "Оптинские были"
|